Игровая терапия, центрированная на ребенке, и дети с хроническими заболеваниями

Дети, с раннего детства страдающие хроническими соматическими заболеваниями, особенно нуждаются в психологической поддержке.

Существует множество различных заболеваний, которые значительно ограничивают жизнедеятельность ребенка.

Кто-то из детей  вынужден регулярно находится в стационаре, и проходить целый ряд порой болезненных медицинских процедур, другие ежедневно принимают лекарства, у кого-то строго ограничен рацион питания и тому подобное.

Лечебные мероприятия чаще всего воспринимаются детьми  как тяжелое  и болезненное  испытание. А  взрослые, принимающие участие в лечении, как правило, вызывают  страх и враждебность, потому что маленький ребенок  еще не в силах осознать необходимость  лечения  и всего связанного с ним дискомфорта.

Жизнь ребенка с хроническим заболеванием связана с постоянными ограничениями, жестким контролем со стороны взрослых. У ребенка часто отсутствует  возможность выбора. Эти обстоятельства нередко  вызывают у ребенка протест, чувство  подавленности, ощущение собственной беспомощности. Дети  начинают злоупотреблять внимаем близких,  упрямиться, капризничать, протестовать.

Все это создает дополнительные сложности для медицинского персонала и близких ребенка, а  также влияет на эффективность самого лечения.

Обобщая, можно говорить о том, что дети, чья жизнедеятельность ограничена состоянием здоровья и связана с постоянным лечением , могут приобретать  ряд негативных  психологических особенностей, которые со временем  влияют на формирование характера ребенка.

Для того, чтобы не допустить этого, детям необходима психологическая  помощь.

Недирективная игровая терапия  – это универсальный метод психологической помощи детям,  который практически не имеет ограничений и максимально эффективен для преодоления описанных психологических особенностей.

Игровую терапию можно проводить не только в специально оборудованном для этого помещении, но и в условиях стационара, а также дома.

Ряд американских исследований подтверждают высокую эффективность терапии для снижения интенсивности острых эмоциональных состояний ребенка.

Игровой терапевт   создает атмосферу  безоценочного принятия, доброжелательного понимающего отношения, которое так необходимо этим детям. Он принимает любое проявление ребенка.

Такой подход  позволяет ребенку почувствовать свою значимость, ощутить уверенность в своих силах и максимально выразить себя, чувствуя при этом  поддержку психотерапевта. Уникальные  отношения, в которые вступает ребенок с психотерапевтом, и определяют основной лечебный эффект  психотерапии.

В кабинете игрового терапевта ребенок сам выбирает вид деятельности и тот материал, с которым ему хочется взаимодействовать. С помощью игр дети выражают переполняющие их эмоции, страхи ифантазии. Дети получают  важный для них опыт самостоятельного  выбора, контроля и ответственности за свои действия и поступки в присутствии принимающего их взрослого.  Этого бывает достаточно для гармонизации эмоционального состояния ребенка.

После завершения курса занятий  у детей существенно снижается уровень тревоги, дети более позитивно воспринимают себя, оценивают свое состояние, врачей и те процедуры, через которые им необходимо проходить. Исчезает  протестное поведение или снижается его интенсивность.  У ребенка улучшается настроение  и повышается общий  фон настроения.

Все чаще в стационарах стран, где ведется широкая подготовка игровых терапевтов, эти специалисты работают  с  тяжело больными детьми в условиях стационара.

Родители больных детей, посещавших  занятия недирективной игровой терапией, признают  пользу от этих занятий для психологического здоровья их детей.

Педагог-психолог  Клавдия Иванова