Игровая терапия, центрированная на ребенке, и селективный мутизм

 

Селективный мутизм – это отсутствие у ребенка способности к вербальной коммуникации в  ряде ситуаций, несмотря на то, что  ребенок   умеет разговаривать. Ребенок с селективным мутизмом может, к примеру, свободно говорить и чувствовать себя дома, но молчать в детском саду, школе или в присутствии незнакомца. Часто, вместо того, чтобы что-то сказать, пользуется жестами, мимикой, кивками.

По статистике селективный мутизм официально регистрируется у 1 % детей. Однако, по разным причинам, зачастую это расстройство остается вовремя нераспознанным. Многие из нас могут вспомнить  ситуации из своего детства, когда кто-то из одноклассников  выходил к доске и молчал, даже если он хорошо знал материал. Я вспоминаю случай, когда педагог на уроке не смогла сдержаться и начала трясти девочку, которая всегда на занятиях молчала. Ребенок с селективным мутизмом в такой ситуации не заговорит! Он молчит не потому что упрямится или капризничает!

90 % случаев селективного мутизма проявляется вместе с социальной тревогой. Есть дети, которые способны разговаривать в социуме, но делают это очень тихо и односложно. А есть дети, которые вообще никак не способны взаимодействовать с другими детьми и чужими взрослыми. Они остро чувствуют свою незащищенность. Им тяжело находиться в коллективе.

Обычно становится заметно, что с ребенком что-то не так, когда он идет в детский сад или школу. Это возраст от трех до восьми лет. Родители могут даже не догадываться, что у их дочери или сына есть проблема, пока им об этом не скажет педагог.

Очень важно диагностировать селективный мутизм как можно раньше. Чем быстрее начнется лечение, тем лучше прогноз.

Зачастую нежелание ребенка говорить связывают с  возрастом, с наследственностью: «Папа был такой же в детстве, с возрастом пройдет». Но, во-первых, может не пройти, а во-вторых, ребенок страдает сейчас, ему сложно, он понимает, что что-то с ним происходит странное, он попадает в различные дискомфортные ситуации, старается избегать ситуаций общения. Ребенку с селективным мутизмом очень нужна поддержка родителей, и обязательна помощь грамотного специалиста.

Таких детей нельзя подгонять, уговаривать что-то сказать, тормошить и, тем более, винить. Это только усугубляет  ситуацию. Необходимо набраться терпения и такта.

Игровая терапия,  центрированная на ребенке, может помочь таким детям. Этот подход  подразумевает, что специалист  следует за ребенком. Даже если маленький пациент не захочет  с первого раза сразу зайти в кабинет к игровому терапевту, специалист будет ждать, пока ребенок САМ найдет в себе силы сделать первый шаг.

Игровой терапевт способен создать для ребенка уникальную ситуацию принятия и доброжелательности, при которой от него не будут ждать, что он заговорит – это важно! Только так маленький пациент может позволить себе расслабиться, довериться новым отношениям и только в такой атмосфере он может сделать робкий шаг вперед. Робкий, потому что по-другому такой ребенок пока не может.

Вместе с игровым терапевтом родители смогут разобраться, что происходит с ребенком, когда он не может говорить, как ему помочь, как вести себя в подобных ситуациях и как можно поговорить с педагогами об особенностях ребенка.

Следует понимать, что работа с детьми с селективным мутизмом требует времени. Ребенку необходимо сначала привыкнуть к игровому терапевту, к его голосу, манере держаться. Почувствовать себя в безопасности рядом с новым взрослым. Побыть в новых для него отношениях. Даже маленькие шаги являются в таких случаях важными изменениями. К примеру, ребёнок никогда не разговаривал с детьми в детском саду и вдруг решился! Он может заговорить очень тихо, односложно, только с одним из детей, но для такого ребенка- это уже огромное достижение!

 

Детский психолог Гончарова Мария